Роберт Гутовски интерпретирует каноны церковной архитектуры в новом проекте в Венгрии

Сочетание базовых аспектов культового строительства и современной философии взаимоотношения Человека и Церкви воплощены в новом экспериментальном архитектурном проекте Роберта Гутовски в Венгрии. Современное здание не отрицает, а лишь интерпретирует каноны и взгляды на богослужение, отвечает на те внутренние деформации, которые произошли за последние десятилетия.

Новая церковь Папы Иоанна Павла II в деревне Пати (недалеко от Будапешта) в Венгрии построена, по большей части, на средства пожертвований и освящена в 2019 году.

Колокольня, молельный дом и сад представляют целостную композицию

Спроектированная архитектурным бюро Роберта Гутовски, она демонстрирует интерпретацию канонического построения культового сооружения. Создавая пространство церкви, архитекторы опираются на традиционные аспекты средневекового церковного строительства, но используют при этом современный язык формообразования. Само понимание процесса богослужения также подвергается переосмыслению. Архитекторы вовлекают форму, композицию, пространство и другие свои «инструменты» в выражение новой философии взаимодействия Церкви и прихожан.

Если традиционной церкви присуща прямоугольная крестообразная в плане форма, строго ориентированная по сторонам света, то церковь в Пати – это система вписанных эллипсов. Они символизируют бесконечность и создают целостное пространство.

Ниши ассиметричных форм подсвечены изнутри

В классическом построении церкви, апсида и неф, обычно немного отклонены от оси по отношению друг к другу. Такой «огрех» совершался намеренно, как напоминание о распятом теле Спасителя. В своем проекте Гутовски не оставил без внимания эту особенность: «Мы не можем назвать одну церковь, которая находится на одной оси, потому что почти все исторические церкви в Европе имеют эту крошечную «ошибку», которая фактически стала символом распятого тела Христа».

«Идея состоит в том, что когда мы говорим «церковь», это относится не только к части часовни, но, скорее, ко всему общественному зданию в одной единственной форме»

Церковь Папы Иоанна Павла II включает молельный дом, окружающий его двор-сад и колокольню. Центральное литургическое пространство связывает между собой комнаты: служебное помещение, кабинет, учебную комнату, гостевую комнату, жилые помещения священника.

«Идея состоит в том, что когда мы говорим «церковь», это относится не только к части часовни, но, скорее, ко всему общественному зданию в одной единственной форме», – поясняет Гутовски.

Архитекторы делают акцент на процессе богослужения, как на тесном взаимодействии прихожан и церкви, формируя пространство таким образом, чтобы пригласить паству, как можно ближе к алтарю, превратить процесс богослужения из пассивного наблюдения в активное действие. Такой своеобразный театральный прием отсылает нас к давнему периоду, когда палеохристиане просто окружали стол в своем собственном доме.

Алтарь находится на центральной оси помещения

Проект предусматривает некое смещение акцентов и новую интерпретацию исторических частей церкви. То, что обычно является нефом традиционной церкви, функционирует как кладбище или сад, а литургическое пространство располагается там, где должна была бы быть апсида.

«Акцент смещен в сторону активного участия прихожан. Сообщество не является пассивным наблюдателем за событиями в святилище, а скорее активно переживает священный акт. Церковь четко определяет свое предназначение: в то время как Создатель и всемогущий Бог находятся в центре традиционной литургии, современные литургические усилия смещают акцент на Бога-воссоздателя, образ вечно искупающего Христа», – комментирует проект архитектор Гутовски.

Сад в виде полумесяца находится в месте. где должна быть апсида

В интерьере пространства нет ни одного острого угла. Овальные формы, перетекающие в потолок наклоненные стены, закругленные края ниш настраивают на ощущения покоя и безмятежности, способствуют погружению в одухотворенное медитативное состояние.

«Идея собрания вокруг святилища демонстрирует переосмысление взглядов на церковное поклонение»

Место, в котором выхолощен интерьер, где свет струится сверху, как символ божественного вмешательства, воплощает идеи аскетизма и преобладания богатства духовного мира над материальным. Это пространство, в котором фигурирует белый цвет, как символ чистоты и святости, это дом для всех и каждого, в котором нет ничего лишнего, ни один предмет не отвлекает от течения мысли или молитвы. Почти полное отсутствие декора (за исключением произведений искусства, помещенных в ниши) фокусирует внимание зрителя на алтаре.

Алтарь находится на центральной оси помещения

Алтарь – это единственный элемент в композиции плана, который строго находится на центральной оси здания. Как главный элемент «святого действия», он выделен цветом и материалом. Возвышающийся на ступенях, он выполнен из цельного натурального зеленого камня. Скошенные углы делают форму обтекаемой и «зазывают» прихожан обойти жертвенник со всех сторон. Идея собрания вокруг святилища демонстрирует переосмысление взглядов на церковное поклонение.

Алтарь выполнен из зеленого оникса

В проекте применяются благородные природные материалы. Алтарь выполнен из оникса, ступени – из каррарского мрамора. Скамьи для прихожан – из натурального дерева.

Алтарь имеет обтекаемую форму

Особое внимание уделено освещению. Солнечные лучи попадают внутрь помещения, благодаря световым колодцам, отверстиям в кровле. Прожектора, размещенные под куполообразным потолком, подчеркивают глубину ниш и выделяют наиболее значимые функциональные зоны.

«Церковь Папы Иоанна Павла II представляет собой сознательный ответ на литургические изменения последних десятилетий, что делает ее образцом церковного эксперимента в современной церковной архитектуре»

Солнечные лучи попадают в помещение ,благодаря световым фонарям в кровле

«Церковь Папы Иоанна Павла II представляет собой сознательный ответ на литургические изменения последних десятилетий, что делает ее образцом церковного эксперимента в современной церковной архитектуре», – утверждает Гутовски.