«Пустынная роза» Катара. В Дохе открылся долгожданный музей, спроектированный Жаном Нувелем

28 марта в Дохе открылось для публики одно из самых ожидаемых зданий года — Национальный музей Катара по проекту Жана Нувеля. Событие состоялось под патронатом Его Высочества шейха Катара Та́мима бин Хамад бин Хали́фа Аль Та́ни.

Архитектурная концепция нового Национального музея Катара, разработанная Притцкеровским лауреатом, вдохновлена «Розой пустыни». Таким поэтичным названием обозначают особую морфологическую разновидность гипса. Минеральные агрегаты образуют характерные сростки линзовидных кристаллов (розеток), напоминающих цветок розы. Формируются они как правило в пустыне, в момент, когда через богатый гипсом песок проходит дождевая вода. Существует даже традиция дарить «розу песков» влюбленным как символ неувядающей любви.

Прототипом архитектурного образа нового Национального музея Катара послужила “Роза пустыни”. Фото:

По словам знаменитого француза, «диски» музея, «рассыпанные» вблизи акватории Дохи, «символизируют мистерию пустынной конкреции и кристаллизации, наводя на мысль о лепестках «Розы пустыни»». Он сконструировал их из стали, стекла и фиброцемента, воспроизводя пластинообазную форму этого минерального образования. Свою же главную задачу автор видел в том, чтобы вызвать у посетителя ощущение полного погружения как в пустыню, так и в море (Катарский полуостров омывается водами Персидского залива). А усиливать это ощущение призваны представленные в экспозиции артефакты. Отметим, что этот проект – попытка пересмотреть парадигму музея как учреждения культуры, где посетителю отведена роль не зрителя, а участника происходящего.

роза пустыни

Так выглядит “Роза пустыни”. Найдена в Южном Тунисе. Размер: 47 × 33 см. Фото: Didier Descouens. Источник изображения: Wikimedia Commons, the free media repository. SONY DSC

Национальный музей Катара занимает площадь около 40 000 квадратных метров и включает 11 постоянных и временных выставочных галерей, аудиториум на 220 мест и форум на 70 мест, а также исследовательский центр, занимающийся историческим и культурным наследием страны, и лаборатории по его сохранению и защите. Наряду с этим здесь разместили административные помещения, коллекционные магазины, бутики и пункты питания, включая два кафе и ресторан.

Национальный музей Катара. Фото: © Iwan Baan

Сам музей построен вокруг одной из самых узнаваемых достопримечательностей Дохи — оригинального дворца бывшего эмира Катара шейха Абдаллы бен Джасима Аль Тани (1880-1957 гг.), сына основателя современного Катара. Как памятник историческому образу жизни государства, дворец недавно полностью отреставрировали. Являясь центральной выставочной локацией нового открытого музея, он, как считают организаторы, способствует символическому диалогу между прошлым и будущим, между водной стихией, современной архитектурой и историческими объектами вокруг.

Ранее Национальный музей Катара размещался в отреставрированном сегодня дворце шейха Абдаллы бен Джасима Аль Тани (справа), ставшего центральной точкой проекта Жана Нувеля Фото: © Iwan Baan

Археологические и исторические объекты, древнейшие рукописи, архивные изображения, документальные материалы, редкие и ценные произведения искусства, ювелирные изделия, фотографии, уникальные костюмы — богатейшая экспозиция музея рассказывает историю Катара и его народа, начиная с 700 млн. лет назад до наших дней. Как сообщается в официальном заявлении, «бесценное наследие Катара обретает звучание, выражающее активное стремление его сообщества к будущему».

Вид из ворот обновленного бывшего дворца шейха Абдаллы бен Джасима Аль Тани во внутренний двор Национального музея Катара Фото: © Iwan Baan

Ценнейшим экспонатом коллекции музея считается Жемчужный ковер Барода (Pearl Carpet of Baroda). Это самый дорогой ковер мира, созданный в 1870 году индийскими мастерами по заказу махараджи княжества Барода Гаеквад Кханд Рао. Он расшит полутора миллионами жемчужин из Персидского залива и украшен изумрудами, бриллиантами и сапфирами. В 2009 году ковер был продан на аукционе Sotheby’s за $5 458 000 неизвестному покупателю, а сегодня, простите за тавтологию, стал жемчужиной Национального музея Катара.

Музыка, запахи, пробуждающие ассоциации и воспоминания, рассказанные вслух истории, кинофрагменты — все это сопровождает посетителей на протяжении всего путешествия по музею. Так работает стратегия вовлечения.

Специально для нового музея заказали ряд новых произведений. Работа катарского художника Али Хасана украшает первый этаж публичного входа, а художника и мецената шейха Хасана бин Мухаммеда бен Али Аль Тани — вход в галереи, а скульптуру иракского художника Ахмеда Аль-Бахрани установили в открытом пространстве, известном как Howsh, или караван-сарай.

В лагуне перед музеем французский художник и скульптор Жан-Мишель Отоньель установил 114 (!) фонтанов из своих фирменных «бусин», а в данном контексте — «жемчужин». Своими струями они воссоздают плавные текучие формы арабской каллиграфии, а скульптура сирийской художницы Симон Фатталь «Врата моря» восходит к древним петроглифам, обнаруженным в Аль-Джасассии, самой загадочной области Катара.

114 “жемчужных” фонтанов французского художника Жан-Мишеля Отоньеля в лагуне перед музеем

Фото с первыми посетителями нового музея уже появились на его официальной странице в Фейсбуке, а еще мы предлагаем посмотреть видео с VIP-церемонии открытия «Пустынной розы» Катара.

Экспонаты, демонстрирующие биоразнообразие Катара, галерея Natural Enviroments. Фото: @Danica Kus

В зале “Археология Катара” Фото: @Danica Kus