Мир в оболочке. Показ коллекции PSEUDO от DZHUS

Основатель концептуального бренда одежды Ирина Джус продолжает удивлять украинских модниц и ценителей авангарда. Коллекция DZHUS Autumn/Winter 2022 PSEUDO была недавно представлена в рамках Украинской недели моды. Как всегда тонко, интеллектуально, эмоционально. О том, какие размышления послужили источником вдохновения для Ирины и какие основные принципы заложены в конструкцию новых моделей, мы поговорили непосредственно с дизайнером.

 

5 февраля в рамках Ukrainian Fashion Week состоялся показ-перфоманс осенне-зимней коллекции PSEUDO концептуального украинского бренда DZHUS. Презентация прошла при поддержке White Mandarin – украинского бренда натуральной косметики.

Музыку и саунд-дизайн для шоу создал экспериментальный композитор и вокалист EYIBRA из США. Обувь из материалов cruelty-free предоставлена House Martin. Над макияжем и причёсками моделей работало агентство 96 Group.

Кроме перфоманса на UFW, DZHUS представит онлайн-шоурум для международных байеров, над которым сейчас трудится команда бренда. В будущем возможны внеплановые показы или презентации в рамках творческих проектов, коллабораций и поп-ап сторов на протяжении сезона.

Обувь для показа предоставлена House Martin

По словам Ирины Джус,  линейка PSEUDO была создана рекордно быстро – за месяц, однако развитие идей началось задолго до старта производства. В новой коллекции автор придерживается традиционной для бренда философии и личного морально-этического принципа vegetarian-friendly. В основу конструирования моделей одежды дизайнер закладывает функциональность, универсальность и уход от шаблонов.

Дизайнер работает с изделиями-трансформерами. В коллекции PSEUDO – 14 моделей, из которых 11 были продемонстрированы на шоу. Каждая из них может иметь до 10 вариаций.

«Все основополагающие принципы нашего дизайна остались неизменными, а вот конкретные функциональные приёмы – новые, – рассказывает Ирина, – например, появились сумки в виде жакета и шарфа на вешалке-ручке, которые работают и как сумка, и как предмет одежды. В других же изделиях за счёт извлечения подкладки формируются абсолютно новые фасоны».

Ирина Джус: «Наша одежда может стать оболочкой, способной разграничить два мира – внутренний и внешний, на эмоциональном уровне защитить личность от деструктивного вмешательства и одновременно с этим – проявить уникальную индивидуальность для взора социума через визуальные приёмы»

Многие модели коллекции апеллируют к форме кокона. По словам Ирины, этот архетип не являлся целью как таковой. «Итоговые формы изделий вообще зачастую лишь производные от проработки их функционала, – поясняет Ирина Джус, – например, когда брюки определённым образом должны превращаться в платье, то для реализации такого решения они должны быть oversized.

Если говорить о знаковом коконообразном пуховике из новой коллекции, в нём мне особенно нравится то, что он сконструирован из единой детали кроя (не считая мелких элементов для обработки), которая собирается в объёмную форму посредством шва и сборки. Стилистически этот дизайн – гибрид худи на шнурке и белой рубашки с классическим воротничком».

В том, что для многих вещей DZHUS характерен силуэт кокона, есть и эскапистский подтекст. «Будучи интровертом, я сопереживаю всем творческим натурам, вынужденным сталкиваться с беспардонной фамильярностью и чёрствостью окружающего мира, что разрушительно сказывается на вдохновении и созидательном настрое, – рассказывает Ирина. – Наша одежда может стать оболочкой, способной разграничить два мира – внутренний и внешний, на эмоциональном уровне защитить личность от деструктивного вмешательства и одновременно с этим – проявить уникальную индивидуальность для взора социума через визуальные приёмы. Знаю по себе, насколько удобнее коммуницировать, будучи «в образе», чем одетой нейтрально, когда у окружающих ещё не сложилось никакого впечатления».

В коллекции – 14 позиций, из которых 11 были представлены на шоу UFW

Как и предыдущие работы дизайнера, коллекция выполнена в ограниченной цветовой гамме: черный, белый и оттенки, тяготеющие к цвету человеческой кожи.

«Сдержанность палитры просто помогает сфокусироваться на форме, силуэте, текстуре, – поясняет дизайнер, – но уже в рамках нашего «почти монохрома» бывают и символические ходы: люблю апеллировать к такой классике, как белая рубашка или чёрный костюм, и уже в своей интерпретации разрушать эти стереотипы. У меня от природы графическое, а не живописное мировосприятие, так что цветовые эксперименты оставлю тем, у кого к ним талант».

Ирина Джус : «Я люблю апеллировать к такой классике, как белая рубашка или чёрный костюм, и уже в своей интерпретации разрушать эти стереотипы»

Модели в коллекции имеют выразительную, почти архитектурную форму. На вопрос, с какими архитектурными стилями дизайнер ассоциирует свои работы, Джус отвечает, что провела бы параллели с брутализмом и функционализмом, модернизмом и постмодернизмом.

«Хотя лет 10 назад брутализм, в частности советский, был для меня настоящим фетишем, я никогда не создавала одежду непосредственно на основе архитектурных элементов, скорее в последствии замечала множество тематических пересечений и использовала их уже в подаче коллекций», – рассказывает дизайнер.

Ирина Джус: «Я часто покупаю аксессуары в мужских отделах и сокрушаюсь, что заинтересовавшая меня обувь не представлена в моём 37-м размере»

Оверсайз-формат коллекции предполагает некую универсальность. Такие вещи расширяют возможности выбора. Возраст, вес, пол для покупателя теперь почти не имеют значения. Входит ли универсальность в актуальные тренды? Может ли, должна ли одежда обладать характером гендера?

Вот что по этому поводу рассказывает Ирина: «С одной стороны, мне кажется абсурдным делить вещи на гендеры по внешним признакам: часто покупаю аксессуары в мужских отделах и сокрушаюсь, что заинтересовавшая меня обувь не представлена в моём 37-м размере. С другой же – есть объективные нюансы женской и мужской анатомии, и если вещь скроена строго по фигуре, она не будет одинаково удачно сидеть на мужчине и женщине. Таким образом для внегендерной моды представляется два практических решения: либо формировать гардероб из просторных, прямых и эластичных вещей, либо подгонять понравившиеся фасоны под индивидуальные мерки».

Сдержанность палитры помогает сфокусироваться на форме, силуэте, текстуре

DZHUS не шьет мужскую одежду, однако часто адаптирует модели для клиентов-мужчин. Что же касается отдельных коллекций, Ирина обращает внимание, что бренд – это бизнес, и расширение линейки потянет за собой в два раза больше маркетинговой работы, коммуникацию с байерами 4 раза в год вместо 2-х, ведь мужские коллекции закупаются ритейлерами в периоды мужских мировых недель моды.

Новая история Ирины построена на иллюзии как основном понятии метамодерна. Рисуя образы PSEUDO, Джус как будто обобщает и подытоживает культурные течения, начиная с 90-х  и заканчивая современностью. История успешно продолжается после ее поспешно объявленного конца – так сказано в «Заметках о метамодернизме» голландского философа Робина ван ден Аккера и норвежского теоретика медиа Тимотеуса Вермюлена.

В их понимании метамодерн «осциллирует между энтузиазмом модернизма и постмодернистской насмешкой, между надеждой и меланхолией, между простодушием и осведомлённостью, эмпатией и апатией, единством и множеством, цельностью и расщеплением, ясностью и неоднозначностью».

Фасоны новой линейки разделились на два вектора: абстрактно-эскапистские «коконы» и классические модели

Переводя эту мысль в плоскость моды, говорим, что одежда развивается после постмодернизма и пост-пост-постмодернизма, принимая новые ипостаси. Коллекция PSEUDO пребывает в балансе между строгой геометрией и обтекаемостью, серьезностью и иронией, сдержанностью и сильной эмоцией. Эта двойственность открывает для зрителя новые смыслы, наслаивая ассоциации и подтексты так, как дизайнер наслаивает ткани в конструкции изделий.

Согласно этическим ценностям DZHUS, коллекция PSEUDO выполнена из материалов cruelty-free

Эта противоречивость создает неоднозначные и неплоские образы, вещи с глубоким нутром, с «подкладкой», меняющиеся так, как меняется платье путем извлечения деталей изнанки. В очередной раз удивляемся тому, как фэшн-презентацию можно читать, словно философский трактат, и смотреть, как театральное представление, имеющее совершенно удивительный гипнотический эффект.