Коливинги по-швейцарски: готова ли Украина

22 января во время традиционной АрхСреды от компании аrchimatika была затронута важная тема – доступное жилье каждому. На примере швейцарского города Цюрих архитектор компании Николай Морозов объяснил преимущества коливингов и обсудил возможность подобного формата проживания для нашей страны.

Коливинги – это хорошо

Несмотря на тяжелый опыт комуналок, в Украине осторожно начинают внедрять такой вид жилья, как коливинг. Хотя ситуация с жилым сегментом еще не так критична, впереди – неизбежное городское уплотнение застройки, повышение цен на недвижимость и отказ от «излишних» квадратных метров. Перенимая опыт европейских стран и действуя на опережение, Украина вполне может снизить воздействие надвигающегося жилищного кризиса.

Архитектор компании аrchimatika Николай Морозов

Николай Морозов поделился, что элитное жилье Швейцарии в коммерческом секторе, а это квартиры с тремя-четырьмя комнатами в исторической части города или в других престижных районах, стоит порядка 10 миллионов франков. Также добавил, что обеспеченный житель Швейцарии зарабатывает в год от 100 тысяч франков и с помощью кредитной программы мог бы позволить себе подобную покупку. Человек с низким достатком получает в среднем 60 тысяч в год, и ипотека ему недоступна. Почему зарабатывать до ста тысяч в год в Швейцарии – это недостаточно для покупки собственного жилья, подробно описывает в статье «Владение своими четырьмя стенами: еще более неосуществимая мечта» Оливер Пошар (Olivier Pauchard). Автор пишет, что парадокс ипотеки в Швейцарии заключается в том, что никогда еще не было столь выгодно брать кредит на покупку недвижимости из-за рекордно низких процентов, но желающих влезть в пожизненную кабалу все меньше. Причины простые: ошеломляющая стоимость жилья и долг, который, скорее всего, будут выплачивать дети.

«Швейцария имеет один из самых высоких в мире показателей личного долга. В конце прошлого года ипотечный долг превысил символический лимит в один триллион франков», – пишет Оливер Пошар.

Такая ситуация привела к тому, что молодые люди в Швейцарии не хотят брать кредиты. Но это не означает, что они не думают о своем будущем. Возможное решение жилищного вопроса – жизнь в коливингах, имеющая здесь некоторые особенности. Как рассказал Морозов, коливинги по-швейцарски – это объединения по интересам, невероятная избирательность в выборе партнеров по сожительству и строгие соблюдения правил. Чтобы добиться идеального соседства, кандидата утверждают на совете коммуны (каждый коливинг представляет собой отдельную коммуну с советом и президентом) и, если житель по каким-либо причинам перестает соответствовать «параметрам» общины, ему предлагают переехать. Эти условия могут показаться странными, но такую жизнь выбирают все больше жителей Швейцарии, утверждая, что коливинги – это хорошо.

Власти Цюриха нашли место для строительства нового коливинга на территории трамвайного депо. Одно из условий проживания – отсутствие личного автотранспорта из-за невозможности организовать паркинг. Фото предоставлены Николаем Морозовым

Коливинг на территории трамвайного депо, Цюрих. Фото предоставлены Николаем Морозовым

Почему же это так?

«Прежде всего хочу отметить, что в Швейцарии нет бездомных, 100% жителей обеспечены жильем, – говорит Николай Морозов. – Проблема в том, каждый год отмечается прирост населения, но расширять границы городов возможности нет. Цюрих, пример которого мы рассматриваем, зажат горами. Решений для строительства нового жилья не так много – среди них уплотнение, поиск зон внутри города. Власти хотят строить, но сталкиваются с проблемой, когда коммерческое жилье не все могут себе позволить, и необходимо делать это самим. Поэтому было предложено решение строить кооперативное жилье за счет бюджетных денег с первоначальным небольшим взносом от будущих жильцов.

Как пришли к такому решению и почему это работает? Во-первых, власти Цюриха вначале тщательно изучают проблему, проводят глубокие исследования и анализируют данные. Этим занимаются не только социологи или урбанисты, к проблеме подходят комплексно. Один из их выводов – людям комфортно жить с теми, кто разделяет их взгляды. Например, коммуна веганов прекрасно будет себя чувствовать, если поселить их в отдельном квартале. Или если нет возможности построить паркинг, значит, необходимо собрать людей, готовых отказаться от собственного авто и построить для них квартал без машин. На деле все выглядит примерно так: люди объединяются по интересам, затем идут к властям города и просят помощи. Муниципалитет ищет им участок, объявляет конкурс архитекторов и начинает строить согласно пожеланиям коммуны. Он же дает деньги, но эти средства потом компенсируются жителями в виде арендной платы (около 2500 франков). Первый взнос составляет 30 тысяч франков.

По сути, такое жилье не является собственностью, несмотря на внесенный первоначальный взнос. Эти деньги возвращаются, если человек переезжает или перестает соответствовать формату коммуны и ему предлагают переехать в другую. Кстати, уведомить о выселении обязаны за пять лет. Тип жилья в таких коммунах – коливинги, в которых много совместного пространства: кухни и общие столовые, комнаты для приезжих, гостиные и библиотеки. Дизайн квартир современный, без излишеств, но с полным набором необходимых для жизни функций. Что меня удивило в тех коливингах, где я побывал, это большие окна без штор, которые могут выходить даже во внутренние переходы здания.

Чтобы жить в таком месте, нужно быть очень открытым и дружелюбным. Открытость – это отличительная черта швейцарцев.

Не редко в таких домах не закрываются двери, которые, кстати, очень часто имеют стеклянные вставки. Частично это объясняется тем, что здесь практически в каждой квартире есть оружие, а мужчины проходят обязательную службу в армии.

Им нравятся коливинги и не только потому, что это действительно доступно. Скорее, тут дело в том, что они сами строят комьюнити, где всем комфортно. Это совершенно иная концепция, отличная от нашего общежития».

Окно квартиры одного из коливингов выходит в общий коридор. Фото предоставлены Николаем Морозовым

Холл коливинга. Фото предоставлены Николаем Морозовым

В швейцарских коливингах очень много открытых пространств. Фото предоставлены Николаем Морозовым

Общее пространство коливинга. Фото предоставлены Николаем Морозовым

Что хорошо швейцарцам?

На долю кооперативного жилья, спонсируемого государством, в Цюрихе приходится около 30% всего жилого фонда. Это говорит о том, что спрос на проживание в коммунах высок. Почему швейцарцам нравится жить в коливингах с очень жесткими правилами и ограничениями? Николай Морозов объясняет это еще и тем, что в Швейцарии действует демократия в ее лучшем виде. Каждый план развития территории, основанный на глубоком анализе всех данных, проходит этап общественных слушания. Так что, когда решения приняты, с ними соглашаются все. А сами швейцарцы умеют договариваться между собой. «Кооперативное жилье в Швейцарии – это совершенно иной формат взаимодействия между людьми и городом, когда каждая сторона слышит другую, учитывает мнение и приходит к единому решению, – отмечает Морозов. – Да, в таких кварталах нет особых изысков, ведь город выделяет деньги не с коммерческой целью, и архитекторы сосредоточены на максимальной функциональности. Но я лично убедился, что коливинги – это не отказ от персонализации и желание жить в однотипных домах. Это высшая ступень трансформации общества, живущего по принципам шеринга и приведшая к главной цели – жить так, как тебе действительно хочется».

Николай Морозов отметил, что парадокс жилья в коливингах состоит еще и в том, что все больше обеспеченных граждан перебираются в подобные коммуны, хотя изначально они задумывались как возможность расселения людей с невысоким доходом. Но без взаимного доверия, в том числе и к государству, такие решения не принимались бы.

Доверие к власти приводит к ощущению безопасности и надежности, тогда отпадает смысл перестраховываться – об этом также говорили присутствовавшие гости лекции, подчеркивая, что в Украине пока нет предпосылок к подобному отношению к государству.

Украина – не Швейцария

Главный вопрос, который прозвучал на образовательной АрхСреде – готовы ли украинцы изменить свое отношение к сложившемуся стилю жизни и принять опыт Швейцарии. Гости вечера оказались единогласными – наше общество еще не готово к такому высокому уровню дисциплины и диалогов. Мы еще не в состоянии отказаться от преференций общества, до конца не укрепившегося в гражданской позиции, ведь демократия по-швейцарски означает безоговорочное выполнение законов, ограничение личных желаний и уважение друг к другу. Но, как сказал Николай Морозов, мы только становимся на этот путь, в то время как Швейцария проходила его несколько столетий.