Брутальный Феникс: новая арт-галерея миллиардера Джудит Нельсон

Когда бюджет проекта не имеет значения, а фантазия архитекторов ограничена лишь внутренними условиями коллаборации, то появляются здания, подобные Phoenix Central Park в Сиднее. Частная арт-галерея, одновременно являющаяся театром, построена по проекту австралийских студий  Durbach Block Jaggers и John Wardle Architects для коллекционера и филантропа Джудит Нельсон.

В мире искусства австралийская миллиардер Джудит Нельсон известна как основатель и владелица частного выставочного центра White Rabbit Gallery в Сиднее. Ей также принадлежит одна из крупнейших в мире коллекций современной китайской живописи и скульптуры.

Джудит Нельсон – коллекционер и филантроп. Фото: Alina Gozina’a at Headpress

В какой-то момент хозяйка “Белого Кролика” почувствовала, что для растущей коллекции, проведения перформансов и художественных постановок необходимо новое пространство.

Кирпичный фасад Phoenix Central Park сразу вызывает в памяти иконический образ церкви Иисуса Христа Создателя уругвайского архитектора Эладио Диесте.

Скульптурный фасад Phoenix Central Park – результат коллаборации двух архитектурных студий. Фото: Trevor Mein

Круглые окна-окулосы – символически связаны в знак бесконечности. Фото: Trevor Mein

«Мы использовали кирпич для создания криволинейной поверхности, которая подобна струящейся текстильной драпировке», – объясняет Джон Уордл, основатель John Wardle Architects

Если объекты Эладио Диесте относятся к органической архитектуре, то здание новой сиднейской арт-галереи – скорее брутализм. Утонченный и подчеркнуто артистичный, с постмодернистскими круглыми окнами, но брутализм. Лишнее подтверждение этому – обилие голого бетона в интерьерах экспозиционных пространств, минимализм которых призван сфокусировать внимание посетителей прежде всего на объектах искусства.

Предельный минимализм выставочных залов поможет сфокусировать внимание на арт-объектах. Фото: Trevor Mein

Новая галерея уже открыта для посетителей. Фото: Martin Mischkulnig

Впрочем, интерьеры галереи неоднородны. Сводчатые потолки холла и театрального зала придают этим помещениям храмовый, пещерный облик. Дизайн белоснежной террасы, открывающейся во внутренний сад, характерен для средиземноморского модернизма.

Колокообразное пространство в центре здания предназначено для проведения спектаклей и камерных концертов. Фото: Julia Charles

Кирпичные своды придают холлу “пещерный” характер. Фото: Martin Mischkulnig

Стойка регистрации похожа на абстрактную скульптуру. Фото: Tom Ferguson

Эта неоднородность и эклектичность – естественный результат коллективного зодчества. Durbach Block Jaggers и John Wardle Architects не только влияли друг на друга, но и неизбежно поддавались влиянию заказчика. По профессии Джудит Нельсон – графический дизайнер (хотя ее капитал – это доля в бизнесе бывшего мужа, владельца акционерной компании Platinum Asset Management). Заказывая проект она потребовала, чтобы каждый квадратный метр новой галереи отвечал немецкому принципу gesamtkunstwerk, то есть являлся «совершенным произведением искусства». Реализация этого амбициозного заказа обошлась Нельсон в $32 миллиона.

Открытая терраса выходит в сад. Фото: Tom Ferguson

Ребристые потолки в галерейных пространствах выполняют также акустическую функцию, поглощая звук. Естественный свет проникает в выставочные залы сквозь мансардные окна и два окулоса на фасаде. Фото: Trevor Mein

Сложная и необычная архитектура арт-галереи призвана притягивать взгляды прохожих. Фото: Trevor Mein

Складки и впадины на фасаде создают разнообразный, изменяющийся в зависимости от освещения ландшафт. Фото: Martin Mischkulnig

Phoenix Central Park уже удостоился награды NSW Architecture Awards.  В Австралийском институте архитекторов, во время церемонии награждения отметили что отличительная черта проекта – это «щедрость и интенсивность дизайнерского подхода».